Появился новый разряд почтовой корреспонденции – «административное отправление»
19 марта в Минюсте России зарегистрирован и официально опубликован приказ Минкомсвязи от 13 ноября 2018 г. № 619 об изменении правил оказания услуг почтовой связи. Напомним, ранее «АГ» писала о том, что 4 июня 2018 г. Президент России подписал поправки к Закону о почтовой связи, согласно которым извещения, направляемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела, приравниваются к судебным извещениям.
Теперь порядок оказания почтовых услуг распространяет особенности доставки и хранения судебных отправлений на новый разряд корреспонденции – «административное отправление». В данный разряд входят почтовые отправления уполномоченных органов и должностных лиц в рамках дел об административных правонарушениях, содержащие различные вложения в виде извещений, повесток; копий определений, решений, постановлений; материалов дел и исполнительных документов.
При невозможности вручения судебных и административных отправлений адресатам они хранятся в почтовых отделениях в течение 7 дней. Пересылка их по новому адресу не осуществляется.
Адвокат АП Калужской области Дмитрий Кияшко считает, что комментируемый документ оптимизирует сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях и почтовые расходы, поскольку за возврат административных почтовых отправлений плата не взимается.
Он пояснил, что, если извещения и вызовы участвующих в деле лиц для составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении производятся заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным с момента, когда у суда или должностного лица появляются сведения о вручении или же почтовое отправление возвращается с отметкой об истечении срока хранения.
«Ранее срок хранения таких “административных” почтовых отправлений составлял 30 дней; чтобы не нарушать сроки рассмотрения дел, судьям, органам и должностным лицам иногда приходилось нарушать установленный процессуальный порядок извещения лиц, привлекаемых к административной ответственности, и рассматривать административные дела в их отсутствие, – пояснил эксперт. – Вместе с тем на отправления разряда “административные” не распространен порядок Приказа ФГУП “Почта России”, поэтому по “административным” почтовым уведомлениям вторичные извещения, в отличие от судебных, доставляться в обязательном порядке не должны».
Адвокат КА Кировской области «Кодекс» Артем Смертин считает, что сокращение срока хранения административных отправлений будет способствовать своевременному рассмотрению дел об административных правонарушениях, минимизации фактов их прекращения ввиду истечения срока давности привлечения лица. «Однако есть и оборотная сторона “медали”, поскольку зачастую граждане попросту не успевают получить извещение, оно возвращается отправителю, а лицо остается не осведомленным о таком вызове к должностному лицу. Между тем такое изменение не повлечет какого-либо ограничения прав граждан, поскольку на практике должностные лица дополнительно извещают по телефону, что допускается КоАП РФ», – полагает Артем Смертин.
Ранее срок хранения таких административных почтовых отправлений составлял 30 дней; чтобы не нарушать сроки рассмотрения дел, судьям, органам и должностным лицам иногда приходилось нарушать установленный процессуальный порядок извещения лиц, привлекаемых к административной ответственности, и рассматривать административные дела в их отсутствие, пояснил эксперт.